Эдуард Шептинский, начальник отдела маркетинга
Сергей Карнов, директор по маркетингу и ВЭД
ПРЕВРАТИМ ОРЕЛ В МЕККУ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОПТОЭЛЕКТРОНИКИ НА ПОРОГЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
(из призывов ОАО "Протон" к читателям журнала "Электронные компоненты")
Сразу признаемся: столь претенциозное название статьи, созвучное духу недавнего прошлого, авторы выбрали по двум причинам:
- вызвать ироническую улыбку и первоначальный интерес у интеллектуального читателя;
- внести легкий диссонанс в надоевший плач доморощенных Кассандр, на руинах МЭПа стенающих об упадке российской электроники.
Оставим вторых в их затянувшемся контрпродуктивном состоянии и поговорим с первыми уже всерьез.
Идеи правят миром. Всесокрушающая банальность этой фразы "весомо, грубо, зримо" подтвердилась недавно в опаленных экологической бедой степях Калмыкии: Кирсан Илюмжинов, президент и бизнесмен, вдохнул жизнь в знаменитую идею героя известнейшего романа и построил город Нью-Васюки.
Вдумайтесь, плод фантазии двух писателей, вымышленный "великий комбинатор" Остап Бендер, издеваясь над простодушными васюковцами, высказывает бредовую идею, и вдруг идея материализуется! Через 70 лет! И где?! В России, охваченной финансовым кризисом!
Чтобы идеи воплощались, нужна ВЕРА. Порой фанатичная, как у Христофора Коломбо из Генуи.
Отдав должное литературным "загогулинам", перейдем к делу.
Темпы роста производства и потребления СИД одни из самых высоких в мировом бизнесе компонентов. В нашей статье мы решили ограничиться кратким обзором этого прогрессирующего сегмента рынка.
Что же происходит сейчас в интересующем нас мире ярких СИД? В последнее время спрос на зеленые, синие и полноцветные СИД на мировом рынке сильно возрос. Это обусловило большую активность производителей этих изделий в 1998 году.
Признанный технологический лидер в этой области фирма Nichia Chemical Ind. Ltd (Япония), делающая ставку на высокоэффективные синие и зеленые СИД, увеличила силу света своих изделий на 50% и тем самым по этому параметру превзошла аналогичную продукцию конкурентов почти в 2 раза. На токе 20 мА ее синие и зеленые СИД дают силу света 3 и 9 канделл соответственно.
Приняв вызов лидера, не задержалась с ответом Toyoda Gosei Co Ltd. В марте 1998 года компания начала продажу новых синих и зеленых СИД на 20% и 60% соответственно более ярких, чем предшествующие модели, хотя и не достигла результатов лидера.
Новый пулевидный синий СИД TG имеет яркость 3 канделлы, новый зеленый - более 8 канделл.
TG также выбросила на рынок полноцветный индикатор E3U09-FW000 на базе вышеуказанных новых СИД. Новый индикатор на 20% превосходит по яркости и углу излучения предыдущую модель этой фирмы.
Значительная доля в производстве светодиодов в 1998 году принадлежит материковому Китаю (без Тайваня).
Из 150 ведущих производителей СИД 20 находятся в Китае. Согласно данным национальной ассоциации промышленности Китая, годовой потенциал китайской электроники можно оценить следующим образом:
- 3 млрд. штук кристаллов,
- 5 млрд. штук светодиодов.
Таким образом, на каждого китайца в год приходится по 4 светодиода, в то время как на 30 россиян - 1 или 2.
Если к этому прибавить Тайвань с его "ужасающими" (слово из лексикона авторов южнокорейского обзора по СИД ) темпами роста, то выходит, что англоязычная аббревиатура LED (Light Emitting Diode) себя изжила.
В 21 веке СИД, судя по всему, будут изделиями, в основном, китайскими, и авторы предлагают называть их "китайскими фонариками" на манер "китайских яблок"- апельсинов (apple china).
А Тайвань действительно изумляет мир. Остров уже производит 1/3 всех СИД планеты. Его промышленный потенциал представляют 2 компании по производству структур, 6 поставщиков чипов и 30 ведущих (мелкие - не в счет!) сборочных фирм.
Этот мощнейший конгломерат хорошо интегрирован, компактно расположен, имеет возможность морской транспортировки, но, видимо, главный козырь "островных" китайцев не в этом. Его без труда раскроет проницательный читатель после короткой истории…
Один из авторов статьи, прогулявшись по московской улице академика Королева, попал в маленькую фирму у самого подножия Останкинской телебашни. В ходе беседы ему показали в действии образец инфракрасного излучателя, который фирма закупает на Тайване. Однако изумление автора вызвали не отличные параметры и не цена (очень высокая для данного класса изделий). Оказалось, что данного изделия нет ни в одном каталоге, поскольку оно изготавливается … по спецзаказу! Тайваньцы не побрезговали маленьким спецзаказом для далекой Москвы, подтверждая известный принцип: "Формула успеха - маркетинг.
Итак, несомненным лидером в технологии производства ОЯ (особо ярких) СИД остается Япония, все большую долю мирового рынка "откусывают" Китай +Тайвань у своих конкурентов. А что же сегодня предлагает корпорация HEWLETT PACKARD (США), еще в 1968 году создавшая первый коммерческий индикатор на СИД, основоположник промышленных стандартов в технологии, оптике и конструкции корпусов СИД? Опираясь на свой богатейший опыт адаптации к требованиям различных отраслей, зачастую нетрадиционных для СИД, фирма прочно держит лидерство в производстве специализированных ОЯ СИД для автомобильной промышленности и регулярно удивляет специалистов новыми разработками ("Барракуда", "Пиранья"). ОЯ СИД уже применяют в составе габаритных огней, поворотных и стоп-сигналов, дорожных указателей и светофоров. Большое впечатление произвела на посетителей Мюнхенской выставки в ноябре 1998 года экспозиция HEWLETT PACKARD, с акцентом на указанную тематику.
Очень показателен график (Рис. 1), заимствованный авторами из рекламной визитной карточки фирмы HEWLETT PACKARD. На графике отражена в хронологическом порядке вся эволюция в технологии производства полупроводниковых структур для СИД на этой фирме, непрерывно ведущая к росту основного параметра - силы света.
Рис. 1. Эволюция технологии производства СИД
По пятам HEWLETT PACKARD идут молодые агрессивные компании, с каждым годом сокращая технологическое отставание.
Значит, мы отстали "навсегда"?
Вспомним послевоенную Японию. По словам одного из основателей фирмы Sony, в то время никому не известной, первая партия транзисторных карманных приемников этой фирмы была остановлена американской таможней, поскольку надпись "Made in Japan" делалась слишком мелким шрифтом. Тогда надпись "Made in Japan" для мирового потребителя была адекватна сегодняшней "Made in China", поэтому к ней старались не привлекать внимания. Свежо придание, но верится с трудом!
Конечно Япония это не Россия, но чтобы представить возможную стратегию российского производителя в этой "битве гигантов", позволим себе маленькую аллегорию…
Вооруженные острым "мачете" (инвестиции) сквозь джунгли (технологические трудности) прорубают дорогу (технологического прогресса) мощные "мачетерос" (технологические лидеры, фирмы с объемами продаж, измеряемых миллиардами долларов).
А если пойти следом? Не опережая, не "подставляясь" под случайный удар…
Обязателен ли тут "большой мачете"?
Но, как говаривал В.И. Ленин, "всякое сравнение хромает". Поэтому приведем настоящее сравнение технических параметров, проведенное нашей заводской измерительной лабораторией.
Для получения статистического распределения основного параметра - силы света, Iv, при прямом токе, If=20мA, были замерены красные (Рис.2) и желтые (Рис.3)
Рис. 2. Сравнение по силе света СИД красного цвета свечения производства ОАО "ПРОТОН" и фирмы Hewlett Packard (статическое распределение)
ОЯ СИД производства "HP" и "Протон", по 20 штук каждого типономинала. Результаты измерений представлены на Рис. 2,3 в виде таблиц и графиков. Как видно из характера функций, объем выборки недостаточен для получения монотонной функции ошибок Гаусса, однако он позволяет определить значение ее экстремума, Iv экс, с приемлемой точностью.
Рис. 3. Сравнение по силе света СИД желтого цвета свечения производства ОАО "ПРОТОН" и фирмы Hewlett Packard (статическое распределение)
Для СИД диаметром 5мм Iv экс. лежит в окрестности значений:
Красные (Рис.2)
КИПД40Б4-К -1,6 кд
HLMP DD25 - 2,0 кд
HLMP DH 26 - 2,2 кд
Желтые (Рис.3)
КИПД40Б4-Ж - 1,8 кд
HLMP-DL26 -2,0 кд
Одного порядка также разброс между min и max значениями параметра ?Iv, каждого типономинала в пределах выборки.
Как видно из представленных результатов, на сегодня ОЯ СИД O 5 мм нашего производства по силе света практически не уступают своим аналогам "HP".
Стремление ОАО "ПРОТОН" получить еще большую силу света на тех же кристаллах (то есть без значительного увеличения цены) получило свое отражение в разработке КИПМ15(А-Г)3 - ОЯ СИД O 10 мм. Кроме того, что большая линза позволяет получить большие значения силы света на тех же 20 мА прямого тока, у данного светодиода улучшен теплоотвод, что позволяет использовать его на токе до 50 мА (сила света практически прямо пропорциональна току через светодиод). При значительно более высоких значениях силы света, цена на указанное изделие сопоставима с ценой на ОЯ СИД O 5 мм.
Для сравнения на рис. 2,3 приведены статистические распределения силы света указанного изделия. Как видно из приведенных результатов измерений, при значительно большем разбросе ?Iv (за счет б`ольшего коэффициента увеличения линзы O 10 мм). Iv экс лежит в пределах 3,8 - 4,0 кд для красных и желтых КИПМ15.
КИПД40(А-В)4 и КИПМ15(А-Г)3 можно применять практически во всех известных на сегодня сегментах рынка ОЯ СИД.
Увы, после 17 августа для большинства российских потребителей закупки ОЯ СИД за границей стали роскошью, по большей части недоступной.
И дело здесь в малых объемах потребления. Ни производители "за бугром", ни дистрибьюторы в Европе не испытывают интереса к потребителям сотен или тысяч СИД. Риск закупки больших партий все реже берут на себя российские посредники. До конечного потребителя, таким образом, СИД доходят по двойной цене или нелегально, в обход таможни, т. е. сомнительного происхождения и еще более сомнительного качества.
Скажем сразу, "Протон" не пытается копировать ВСЮ светодиодную номенклатуру "King Bright" или "HP", в этом и нет необходимости.
Океан электронных компонентов допускает сосуществование и китов, и акул, и планктона. Кто же в нем ОАО "Протон"?
Еще не акула, но уже не планктон! Возможности и амбиции нашего предприятия сегодня согласуются с масштабами потребления электронных фирм так называемого "постсоветского" пространства. Мы прекрасно понимаем, что ни в Гонконге, ни в Европе нас никто не ждет и выход на внешний рынок тернист, труден и долог. Сегодня у нас Россия…
Что же может "Протон" предложить своим отечественным потребителям СЕГОДНЯ?
В первую очередь яркие СИД Ж 5, 10 о которых шла речь, а так же 20 мм индикатор КИПМ20 с углом обзора 160°. Отметим, что по количеству РЕАЛЬНО ВЫПУСКАЕМЫХ типономиналов КИПМ20 мы уже сегодня можем поспорить с любым электронным гигантом. Все дело в универсальности указанного изделия, нужного любой отрасли.
Не менее разнообразна номенклатура "кластеров" Ж 26 мм. Изделия с их использованием мы демонстрировали на выставках "Связь 97, 98", будут они представлены на всех российских выставках по электронным компонентам и в 1999 году.
Многие производители уже оценили преимущества "кластеров" для уличной рекламы, их аппетиты пока сдерживает дефицит средств.
Наши ПРЕИМУЩЕСТВА перед иностранными фирмами:
- мы готовы ОПЕРАТИВНО выполнить сравнительно небольшой заказ;
- наши ЦЕНЫ ЗАВЕДОМО НИЖЕ (особенно при небольших количествах) по сравнению с импортом.
И дело тут не только в возросшем курсе доллара.
Сегодня большую часть ярких СИД "Протон" производит для собственных нужд.
Мы сознательно пошли на освоение непрофильных электронных устройств, содержащих большое количество СИД в одном изделии: светофоров, часов, рекламных панно.
Тем самым достигнуто три цели:
- расширен ассортимент выпускаемой продукции и что особенно важно: за счет готовых изделий, дающих "КЕШ" в чистом виде;
- снижена себестоимость производства ярких СИД за счет увеличения объемов производства, что позволяет делать закупки материалов и комплектующих по более низким ценам;
- заводам, специализирующимся на производстве серийной продукции на лампах накаливания показана возможность внедрения в нее ярких СИД (например, производителям крупногабаритных электронных часов) путем изготовления опытных и заказных образцов новых изделий.
Рис. 4
Начатое в августе 1998 года производство излучателей для светофоров гарантирует нашему предприятию постоянный рост потребления основных материалов и комплектующих для производства СИД, поскольку на 1 излучатель расходуются сотни СИД. Часть СИД для светофоров будет продаваться другим производителям аналогичной продукции.
Унифицированность технологической оснастки и оборудования на сборочных операциях позволит, меняя только материалы, производить широкую гамму СИД в соответствии со спросом на рынке без дополнительных затрат, необходимых при освоении новой продукции.
А теперь вернемся к началу статьи. Нужна ВЕРА. Только взаимное доверие потребителя и производителя помогут им обоим войти в будущее. И пусть оно будет светлым.
Российским коллегам пожелаем успехов в других сегментах рынка. Вспомните незабвенного Р. Киплинга, знавшего толк в маркетинге: "Кто идет один - тот будет первым".
ОАО "Протон"
Телефон: (0862) 41-91-88,
факс (0862) 41-44-03
E-mail: Proton1@valley.ru